Когда здание строится из кирпичей - недопустимо, чтобы некоторые кирпичи в стенах здания отсутствовали. Это был бы абсурд, верно? В будущем большая опасность ждёт жильцов этого дома. Возможно, это не самый лучший мой пример того, о чем я буду говорить дальше, но...
Всё начинается с непонимания простых слов
Если ученик читает рассказ про то, как какой-то мальчик ходил на рыбалку, то в книге и так понятно написано, кого он поймал, и что с ним приключилось потом. Здесь нет необходимости придираться к каждому слову. Но, если вы внимательно посмотрите в учебник русского языка, например, то поймете, что из правил нельзя выкинуть ни одного слова, даже предлог. Если это сделать, то смысл правила исказится. В таком случае ученик не сможет достаточно хорошо усвоить то, что он читает в учебнике.
Пропущенные непонятые слова оказывают на человека такое же воздействие, как иностранные. С одной лишь разницей, что такие слова написаны знакомыми русскими буквами. Но, кроме того, что необходимо находить в словах знакомые буквы, необходимо, также, понимать и смысл этих слов.
Если человек пропустил в изучаемом тексте непонятое слово, то, как можно рассчитывать на то, что потом у него появится четкое представление прочитанного. И наоборот. Если человек читает о чем-то хорошо знакомом, и вдруг он натыкается в этом тексте на недостаточно понятное слово, то реакция его может быть самая разная. От внезапной усталости и ощущения пустоты в уме до желания немедленно заняться другими «более» важными делами, лишь бы быть подальше от учебника. Это то, что наблюдает любая мама, когда пытается помочь своему ребенку разобраться с задачей в учебнике за 3-ий класс. А задача написана так, что только старшеклассник разберется... Ощущение раздавленности, собственной глупости…
Кто первым обнаружил проблему с непонятыми словами
Первым, в 50-е годы прошлого века, воздействие непонятых слов на работу разума исследовал учёный и философ Рон Хаббард. Он же потом и разработал методику устранения негативного воздействия непонятых слов на способности человека учиться. Сегодня данная методика помогает, как детям, так и взрослым.
Основы методики технологии обучения
Если ученик не понял слово – это слово нужно найти и прояснить по словарю. (Как находить непонятные слова и прояснять их – это отдельная тема разговора. Я обучаю этому на своих занятиях – пишите или звоните мне по этому поводу.)
После того, как непонятное слово найдено - необходимо попросить ученика придумывать разные предложения с этим словом. Закончить придумывать предложения нужно тогда, когда ученик начнёт ясно понимать смысл слова и его значение. Для начальных классов необходимо прояснять все до одного слова в обучаемом предмете. Для старшеклассников прояснение слов - выборочное.
В начале каждого занятия необходимо эти определения слов у ученика переспросить. В случае неуверенного ответа процедуру нужно повторить опять с помощью приведения примеров до полной уверенности. Только такой подход вырвет вашего ученика из лап глупости и нежелания учиться.
Но перед тем, как ученик начнёт с интересом учиться – он пройдет такой период, как возражение, споры и антагонизм. Возможно, тогда вам придётся жарковато! Но есть плюс - ваши занятия будут проходить в более оживленной атмосфере. Будьте к этому готовы. Если не уверены, что сохраните равновесие - пригласите меня, я пройду этот период вместе с вами и тогда вы сможете заниматься самостоятельно.
После того как ученик назовёт несколько предложений с непонятным словом, проследите, правильно ли он применяет слово, которое прояснил в речи? Возможно, этого не произойдёт, попросите дать еще раз объяснение (можно краткое). Пусть он представляет ,что отвечает у доски перед классом с обязательным правильным применением в своем объяснении этого проясняемого термина.
Если ученик трет глаза в следующую секунду как посмотрит в учебник или тетрадь, то в такой ситуации применяется Тренировочное упражнение, помогающее находиться с предметом обучения лицом к лицу. Данное упражнение разблокирует все препятствия, которые мешают обучению. Оно чрезвычайно эффективно.
Напоследок приведу для вас основные определения, которые помогут вам в обучении ваших учеников
Язык - это все звуки, все буквы и все слова.
Грамматика - это все правила, как писать слова и предложения.
Речь - это отдельный случай применения языка строго по правилам грамматики.
Звук - это то, что мы произносим и слышим.
Буква - это знак звука.
Признак - это то чем один предмет отличается от другого или похож.
Явление - это изменение, которое заметно.
Слово - это название предмета (кто ? что?), название явления (что?), название признака предмета (какой?), название действия предмета (что делать?), название числа (сколько?) и т.д.
Значение или смысл - это самое главное в чем-нибудь, для чего это было сделано или создано.
Корень - это главная часть слова. В корне смысл слова.
Подлежащее - это главное, о чем говорится в предложении. (Оно, как фундамент, «лежит под» остальными словами в предложении.)
Сказуемое - это то что говорится (сказывается) о подлежащем.
В русском языке существует 2 вида cвязи. Связь по смыслу устанавливается с помощью вопросов. Грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний. Отсюда:
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для грамматической связи слов в предложении.
Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
(Здесь нужно потребовать от ученика, чтобы он сам придумал и написал короткое предложение и подчеркнул ручкой то, что относится к грамматике, а карандашом то, что относится к языку. И еще одно предложение, если ученик делает это неуверенно.)
Автор этой статьи: преподаватель Кульков Игорь Анатольевич.
Свяжитесь с преподавателем сейчас и задайте ему вопросы
8-909-694-8267
kulkov8888@gmail.com